Дети войны: две схожие судьбы

К категории «дети войны» относятся люди, родившиеся в предвоенные и военные годы. Они росли в нужде, помогали фронту и поднимали страну в послевоенное время.
Героини нашей публикации относятся к этой категории. Их судьбы чем-то схожи, а чем-то разнятся. Обе проживают в селе Кос-Истек, издавна дружат.
Дарибаева Инкар Карымбаевна родилась в сентябре 1941 года в селе Айтуар Оренбургской области. Ее отец, Дарибаев Карымбай, едва отметив 40 дней рождения дочки, ушел на войну. Вернулся домой в 1946 году.
— Послевоенное время было тяжелым. Мясо мы не видели. Бывало, насобираем вишни и едим с хлебом, — вспоминает Инкар Дарибаева .
-В детские годы я часто ходила с мамой работать на зерноток. Жилось тяжело, но люди в то время были добрее. По соседству с нами жила одна семья. Глава семейства Кенжегали ушел на фронт, да так и не вернулся. Его супруга Жаныл осталась одна с пятью детьми. В 1947 году она трагически погибла. И тогда мой отец взял всех пятерых осиротевших детей в нашу семью и воспитал, как своих, — говорит она. После окончания 7-летней школы Инкар Карымбаевна осталась работать в совхозе «Ильинский». Позже она познакомилась со своим будущим мужем Амиргали Егибаевым. Поженившись, они сначала переехали в село Алимбет, а затем и в Кос-Истек.
— Мой муж был передовиком. Работал и трактористом, и комбайнером. За ударный труд был награжден медалью Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. А я 21 год проработала дояркой, затем ушла в Госстрах и уже оттуда в 1991 году вышла на пенсию. Здесь в Кос-Истеке научилась разговаривать на русском языке. До этого вообще не понимала по-русски, — смеется она. — Мы с мужем вырастили пятерых детей. Вот Рая почти всех моих детей и принимала во время родов. Она работала у нас в селе акушеркой, — кивает на Раису Ляшенко наша собеседница.
Сейчас Инкар Дарибаева проживает с младшим сыном Асхатом. У нее подрастают 13 внуков и 17 правнуков. Несмотря на возраст, любит готовить, летом сажает огурцы-помидоры в огороде, ухаживает за комнатными цветами.
В отличии от своей подруги, Ляшенко Раиса Евстафиевна была немногословна. Родилась она в январе 1937 года в селе Вильно Харьковской области в Украине. Так же, как Инкар Карымбаевна, была единственным ребенком в семье. В 1941 году ее отца Евстафия Панфильевича призвали на фронт. К счастью, после окончания войны, в 1945 году, он вернулся домой живым. Раиса Евстафиевна показывает старую потрепанную фотографию.
— Это мы сфотографировались перед самой отправкой отца на фронт. Здесь мама, я и отец. Мне тогда было 4 года, — говорит она.
После окончания средней школы Раиса Евстафиевна поступила в Днепропетровское медицинское училище на акушерское отделение. В 1956 году вместе с сокурсницей по распределению попала в далекий Казахстан, село Кос-Истек.
— Встретили нас хорошо, — вспоминает Раиса Евстафиевна. — Выделили дом, правда, жило там нас около десяти человек, но как, говорится, в тесноте да не в обиде. Мне приходилось обслуживать не только Кос-Истек, но и поселки Херсон, Велиховку, Большевик, Александровку и Петропавловку, а еще и животноводческие точки. На вызовы выезжали летом на телеге, зимой на санях, машины у нас не было. Врачи в нашей Кос-Истекской больнице были очень хорошие. Все из Белоруссии. Потому что Актюбинский мединститут тогда еще не открылся, и местных кадров не хватало, — поясняет Раиса Евстафиевна.
Вплоть до выхода на пенсию, до 1992 года, она работала в амбулатории акушером. Здесь же, в Кос-Истеке, вышла замуж. С супругом они вырастили двух сыновей. Один сын живет в Хобдинском районе, второй — в России. Раиса Евстафиевна имеет двух внуков и правнука. Ее муж умер в 1985 году, с тех пор сельчанка живет одна. Долгие годы к ней на постой определялись командированные работники или молодые специалисты, и ко всем она относилась, как к своим детям. Все они уже давно разъехались, но Раиса Евстафиевна до сих пор поддерживает с ними теплые отношения.
Нурлан ЖУМАГАЛИЕВ