Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних
Принято считать, что самое безопасное место для ребѐнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребѐнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время всѐ чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др.
Причѐм утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом. В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие. Агрессорами часто выступают родители, мачеха или отчим, приѐмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители. Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия. Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребѐнка, особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель. Семейное насилие применяется с целью обретения полной власти и контроля над ребенком. Иногда родители намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, чтобы унизить и контролировать своего супруга или сожителя.
Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощѐчинах и т. д.
Ситуации домашнего насилия возникают, когда родители:
- рассержены на ребѐнка;
- не знают, что делать, если ребѐнок поступает не так, как надо, то есть не находят форм ненасильственного наказания;
- сами подвергались насилию в детстве и не знают других способов обращения с детьми;
- хотят показать своѐ превосходство в семье или «отомстить» супругу (родственникам);
- устали, находятся в состоянии депрессии, плохо себя чувствуют;
- не могут исправить отклоняющееся поведение ребѐнка;
- пытаются следовать чужим советам в воспитании, не желая при этом понять собственного ребѐнка;
- неверно трактуют требования педагогов и других взрослых к их ребѐнку;
- не могут найти методы исправления плохой успеваемости детей;
- не могут разграничить поступок ребѐнка и его мотив, требуют от ребѐнка выполнения правил, которые нарушают сами;
- не могут удовлетворить потребности, настойчивые просьбы ребѐнка по материальным причинам;
- не верят ребѐнку, считая, что он что-то скрывает;
- не владеют полной информацией о чувствах, переживаниях ребѐнка по поводу тех или иных семейных ситуаций и обстоятельств.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребѐнка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.
Этот вид насилия терзает жертву изнутри. Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребѐнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребѐнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.
Сексуальное насилие – это принуждение человека силой, угрозой или обманом, вопреки его желанию, к какой-либо форме сексуальных отношений, развращение – вовлечение ребѐнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей.
Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребѐнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребѐнка в том, что он должен хранить тайну, не «выносить сор из избы», что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца». К внешне наблюдаемым показателям сексуального насилия относятся отказ от прогулок, неусидчивость; порванная одежда; окрашенное или испачканное кровью нижнее бельѐ; боль или зуд в области половых органов; венерические заболевания и ИППП; беременность. Последствия сексуального насилия для ребѐнка самые тяжелые.
Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведѐт к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно – ущерб здоровью ребѐнка или опасность для его жизни.
Ответом на любой вид агрессии становятся острые психические нарушения. Они могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причѐм порой вспышки гнева не имеют видимой причины.
Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех её членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания – всё это ведёт к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.
Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребёнком во взрослую жизнь и в собственную семью. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.
Именно поэтому в нашей стране ведётся активная работа по формированию здорового образа жизни населения. Здоровая семья– это семья, которая ведёт правильный образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
ГУ « Отдела образования Каргалинского района»
Педагог-психолог Сарманова К.М.