Бюджетная политика: больше самостоятельности – больше ответственности
Конечно, главным критерием остается создание примерно одинаковых условий для жизни на всей территории Казахстана. Тем не менее усилия по выравниванию уровня развития регионов не приносят должного эффекта: ВВП на душу населения за январь – сентябрь 2024 года составил 4 221,0 тыс. тенге. В региональном разрезе лидирующие позиции занимают Атырауская область (13 958,2 тыс. тенге), города Алматы (7 295,3 тыс. тенге) и Астана (6 276,2 тыс. тенге). На последних позициях находятся Туркестанская область (1 472,5 тыс. тенге), Жамбылская область (1 820,5 тыс. тенге) и область Жетысу (2 011,4 тыс. тенге).
И это вычленяет, на мой взгляд, одну из главных проблем бюджетного законодательства – вопросы справедливой системы бюджетных отношений и справедливого перераспределения доходов в местные бюджеты.
Да, в новом Бюджетном кодексе предусмотрен ряд норм, направленных на улучшение межбюджетных отношений. Однако их недостаточно. По моему мнению, межбюджетные отношения нуждаются в дальнейшем совершенствовании и реформе, а именно – в части перехода от дотационного выравнивания регионов к предоставлению им более высокого уровня самостоятельности в финансовой сфере.
Нынешняя система финансовой поддержки дотационных регионов усиливает имеющуюся диспропорцию в их развитии, создает возможности для нецелевого использования бюджетных средств, затрудняет контроль над их расходованием. В совокупности все это образует депрессивный экономический климат в сочетании с неравномерно развитой социальной инфраструктурой, тем самым приводя к оттоку населения в города и, как следствие, к ухудшению ситуации в регионах.
Полагаю, нам надо двигаться по пути скорейшего обеспечения самостоятельности местных бюджетов, в том числе за счет более четкого законодательного оформления порядка межбюджетного взаимодействия и закрепления на долгосрочной основе источников доходов.
Хочу подчеркнуть, что проблема бюджетной самостоятельности регионов напрямую зависит от компетенции местных исполнительных органов. Именно они должны быть нацелены на эффективное и целевое использование бюджетных средств. В этом плане бюджетное законодательство должно следовать простому правилу, которое широко применяется в бюджетном законодательстве развитых стран мира: больше прав – больше обязанностей, больше самостоятельности – больше ответственности.
И чем раньше мы применим это правило, тем быстрее откажемся от финансовой зависимости регионов и в конечном итоге создадим основу для обеспечения стабильного и устойчивого развития областей.
kazpravda.kz